Башкирские подвижные игры в детском саду картотека

Башкирские подвижные игры в детском саду картотека

Игры

Подвижные игры в развитии ребенка

Для ребенка дошкольного возраста главная сфера деятельности, способ коммуникации и познания окружающего мира, является игра. Дошкольник полон энергии и готов большую часть времени посвятить - подвижным играм. Подвижные игры несут огромную пользу, развивают физическую форму, поддерживают иммунитет. При помощи игры ребенок знакомится с духовным богатством своей Родины, что позволяет развить в нем в будущем, полноценную личность лишенную ксенофобии.

Башкирские детские подвижные игры

   Некоторые игры и народные танцы, перешли из языческих обрядов. Очень часто они имитируют различные движения птиц и зверей. Все это помогает познакомить ребенка с окружающим его миром, понять всю его многогранность и разнообразие форм, цветов и звуков. Через игру дети учатся взаимодействовать в коллективе, работать в команде, быть честным и благородным.

 Большинство народных игр имеют свою историю. И передаются от одного поколения к другому, претерпевая незначительные изменения. Башкирские народные игры очень часто проводились на свежем воздухе, вовлекая в себя большое количество детворы. Ребята соревновались в ловкости, силе, выносливости и точности. Не простые условия жизни башкир, требовали от ребят уже в возрасте 6-7 лет становиться полноценными помощниками родителей. Игра для детей была средством обучения, выявления своих сильных и слабых сторон.

 Башкирские игры просты и понятны детям. Правила передаются устно в течении нескольких минут.

 Дудочка (КУРАЙ - пер. баш)

Дети, берутся за руки, образуя круг и начинают движение в одну сторону, например по часовой стрелке. Водящий же в свою очередь, соя в центре круга вращается на месте в противоположную сторону. Все дети кроме водящего читают стишок. Как только стишок прочтен до конца, все участники кроме водящего разбегаются по площадке и начинают выполнять определенные движения (народный танец, показывают животное и.т.д.). Цель водящего определить тот кто лучше всех справился с заданием. Тот кого победил, становится водящим. По правилам игры, нельзя разбегаться пока стишок не дочитан. 

Уголки (Муйуш алыш)

На площадке очерчивается квадрат, по углам ставятся пеньки или любой другой предмет на который ребенок смог бы сесть. В центр игровой зоны встает водящий. Водящий по очереди обращается ко всем игрокам, с просьбой, что бы пустили его к себе в дом. Остальные игроки должны остроумно отказать ему. После чего водящий командует: "Хоп хоп хоп!" И все игроки сидящие на стуле должны поменяться местами, а водящий занять освободившееся место. Если водящему удается сесть на свободное место, игрок без места становится водящим. Запрещается толкаться, в случае если желающих больше чем пять, участники добавляют места.

Белый тополь, синий тополь. (Ак тирек, кук тирэк)

Вариация игры "Цепи" или "Боярье". Участники игры разбиваются на команды. Построившись друг на против друга в две шеренги, участники берутся за руки. Произнеся приветствие:

После чего первая команда выбирает одного из участников другой команды, который будет рвать цепи. Выбраный участник разбегается и должен "порвать цепь" - (участники должны расцепить руки). Если ему это удалось, он забирает одного из участников команды, если нет остается в команде соперников. Игра длиться до того, пока в одной команде не останется игроков.

Нитка и иголка (Эна менян еп)

Командная игра, требует четного количества игроков. Разделенные на две команды участники строятся в шеренги один за другим, на расстоянии 5 метров от начала шеренг, устанавливается два ориентира (палочка, мяч и.т.д.). После чего первый из стоящих в шеренге, бежит до ориентира и возвращается к команде. Второй игрок хватается за него и они бегут уже вдвоем, затем также поступает и третий игрок (то же проделывают все остальные игроки). Побеждает команда первая в полном составе закончившая испытание. Правило: нельзя расцеплять руки при пробежке.

Кот и мыши (Бесэй менэн сыскан)

Кот (ведущий) закрывает глаза, в это время остальные участники перегибают за спину кота. После этого кот, поворачивается и произносит

Мыши должны успеть присесть и замереть. Тот кто не успел, считается "осаленым" и выбывает на один кон. После чего остальные игроки убегают от кота, а он ловит их. Осаленые так же выбывают последний игрок становится котом, на следующий кон.

Волк и зайцы ( Буре менэн куян)

 Площадка на которой будет проходить игра, чертится прямоугольная область. После чего область для игры расчерчивается еще на две неравные части.  Большая часть - лес. Меньшая - дом.  Затем жребием определяется, кто из игроков будет волком и ведущим.

 В начале игры Волк уходит спать, а зайцы выбегают и бегают по лесу. Для создания атмосферы и погружения детей, можно прочитать стишок:

 Внезапно, ведущий командует: "Волк!". После чего Волк выбегает на большое поле "лес", а Зайцы начинают убегать от Волка. Их цель добраться до меньшего поля "Дом". В доме Волк не может ловить Зайцев. При перемещении по лесу зайцы обязаны передвигаться прыжками.

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.