Басня Бедный богач Ивана Андреевича Крылова читать онлайн

Бедный богач.  Басни написанные Крыловым — краткие, яркие произведения которые способны пробудить интерес у читателей разных возрастов. Крылов кроме басен собственного сочинения, черпал вдохновение в творчестве древнегреческого баснописца Эзопа и французского поэта Лафантена.

Фигуры, случаи и манеры ключевых героев коротких назидательных историй на долгое время запоминаются читателю и слушателю басен точными строчками и необдуманными действиями. Благодаря их колоритности автор неназойливо внушает нам, как нужно делать в той или иной ситуации.

Текст басни Бедный богач

«Ну сто́ит ли богатым быть,
Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить
И только деньги лишь копить?
Да и на что́? Умрем, ведь всё оставим.
Мы только лишь себя и мучим, и бесславим.

Нет, если б мне далось богатство на удел,
Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,
Чтоб жить роскошно, пышно,
И о моих пирах далеко б было слышно;

Я, даже, делал бы добро другим.
А богачей скупых на муку жизнь похожа».
Так рассуждал Бедняк с собой самим,
В лачужке низменной, на голой лавке лежа;

Как вдруг к нему сквозь щелочку пролез,
Кто говорит — колдун, кто говорит — что бес,
Последнее едва ли не вернее:
Из дела будет то виднее,

Предстал — и начал так: «Ты хочешь быть богат,
Я слышал, для чего; служить я другу рад.
Вот кошелек тебе: червонец в нем, не боле;
Но вынешь лишь один, уж там готов другой.

Итак, приятель мой,
Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.
Возьми ж — и из него без счету вынимай,
Доколе будешь ты доволен;
Но только знай:
Истратить одного червонца ты не волен,
Пока в реку не бросишь кошелька».
Сказал — и с кошельком оставил Бедняка.
Бедняк от радости едва не помешался;
Но лишь опомнился, за кошелек принялся,
И что́ ж? — Чуть верится ему, что то не сон:
Едва червонец вынет он,
Уж в кошельке другой червонец шевелится.
«Ах, пусть лишь до утра мне счастие продлится!»
Бедняк мой говорит:
«Червонцев я себе повытаскаю груду;
Так, завтра же богат я буду —
И заживу, как сибарит».
Однако ж поутру он думает другое.
«То правда», говорит: «теперь я стал богат;
Да кто́ ж добру не рад!
И почему бы мне не быть богаче вдвое?
Неужто лень
Над кошельком еще провесть хоть день!
Вот на дом у меня, на экипаж, на дачу;
Но если накупить могу я деревень,
Не глупо ли, когда случай к тому утрачу?
Так, удержу чудесный кошелек:
Уж так и быть, еще я поговею
Один денек,
А, впрочем, ведь пожить всегда успею».
Но что́ ж? Проходит день, неделя, месяц, год —
Бедняк мой потерял давно в червонцах счет;
Меж тем он скудно ест и скудно пьет;
Но чуть лишь день, а он опять за ту ж работу.
День кончится, и, по его расчету,
Ему всегда чего-нибудь недостает.
Лишь кошелек нести сберется,
То сердце у него сожмется:
Придет к реке, — воротится опять.
«Как можно», говорит: «от кошелька отстать,
Когда мне золото рекою са́мо льется?»
И, наконец, Бедняк мой поседел,
Бедняк мой похудел;
Как золото его, Бедняк мой пожелтел.
Уж и о пышности он боле не смекает:
Он стал и слаб, и хил; здоровье и покой,
Утратил всё; но всё дрожащею рукой
Из кошелька червонцы вон таскает.
Таскал, таскал… и чем же кончил он?
На лавке, где своим богатством любовался,
На той же лавке он скончался,
Досчитывая свой девятый миллион.

Слушать басню онлайн Бедный богач

Мораль бани Бедный богач

Читать

Главная мысль басни «Бедный Богач» является то, что является несчастливым тот человек, который делает целью своей жизни только накопление денег. Накопление денег само по себе приносит мало радости, если человек при этом не проживает свою жизнь. Счастлив же тот, кто умеет и копить деньги, и разумно тратить их, получая удовольствие от жизни здесь и сейчас.

В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как жадность, алчность, глупость, недальновидность, ограниченность.

Исследователи связывают эту басню с народной пословицей:

«Скупой богач беднее нищего.»

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее первых строках:

«Ну сто́ит ли богатым быть, 

Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить 

И только деньги лишь копить?»

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль бысни заключается в следующем:

«Глупая нерасчетливость и алчность. Свое благополучие человек видит часто в обладании имуществом, богатством; но и в этом теряет многое, лишается нередко и всего, благодаря своей глупой нерасчетливости или же непростительной алчности. <…>

Когда богатство становится целью жизни, человек делается его рабом: нет границ и меры в его желаниях, нет радостей и счастья в его жизни, — он сам себе лиходей («Бедный богач»). Благоразумная бережливость и расчетливость, умеренной достаток для удовлетворения своих нужд — вот что дает довольство человеку и заслуживает похвалы.» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

Другие сказки и басни

Другие сказки со всего света можно найти в этом разделе. Мы в VK

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.