Халма — настольная игра
Логическая настольная игра проходящая на поле с равным количеством клеточек (8 на 8 или 10 на 10). Целью которой является первым
завести свои фишки во двор противника. Двор (дом) — начальное положение шашек на поле. Первичная расстановка 10 шашек для поля 8 на 8,
располагаются треугольником. Как указано на рисунке.
Порядок перемещения шашек по полю в игра Халма
В зависимости от вида игры различаются и способы перемещения.
Классическая — отсутствует возможность ходить горизонтально.
Диагональная — шашка может передвигаться в любом направлении; горизонтально, вертикально, диагонально.
Ход шашки происходит, на соседнюю свободную клетку или через любое количество любых шашек (своих или чужих). Через одну шайбу, на свободное поле.
Халма — настольная игра, в простом формате, более известная под названием «уголки». Сформировалась в своем современном виде в конце 19 века. В данную игру смогут играть вдвоем, втроем и вчетвером. В переводе с греческого «халма» означает «прыжок».
Имеется множество видов данной игры. К примеру, американская версия игра «китайские шашки». На самом деле она не является китайской и шашками – это модифицированный вариант халмы. Однако в отличие от первой, в нее играют на квадратном игровом поле. В виде шестиконечной звезды а число игроков в ней может быть от двух до шести ( оригинальное название — Хоп-чин шашки).
На территории Европы данная игра известна под как «звездная халма» (Stern-Halma). На сегодняшний день преимущественно популярное название данной вариации «китайские шашки» (Chinese checkers).
Впрочем, обычно в игре халма двое соперников и состязание проходит на квадратном поле 8х8 или 10х10 клеток.
Дом в уголках (халме)
Область, на которой фишки ( которые в игре имеют название — камни) занимают изначальное расположение, считается домом (иногда «двором») и имеет несколько различающихся разновидностей. Камни противников (по 10 для каждого для игры на доске 8Х8) располагаются треугольником 1-2-3-4 в противоположных углах . В игре уголки первоначальное расположение фишек — в виде прямоугольника 3х4, в мини-уголки — 3х3.
Как играть в уголки
Главная цель игры — передвинуть собственные камни в дом соперника. По традиции, игрок в халму, который первым сумел завести собственные камни в дом противника, сразу же стаонвится победителем.
В вариации игры «уголки» черные обладают правом выполнить еще один ход после выполнения белыми конечной цели игры. И если игроку за черные фишки этим ходом полностью удалось завершить цель (завести все камни в дом соперника), считается, что партия окончилаь в вничью. В нынешней редакции правил в игру халма обычно всего используется это же правило для того, чтобы исключить серьезное преимущество первого хода белых.
Перемещение камней
Ход выполняется следующим образом. Игрок может переместить свой камень в соседнюю пустую клетку в любом направлении.
Игрок также может своим камнем перепрыгнуть как свой, так и камень противника и встать в следующую за ним пустую клетку. За один прыжок можно перепрыгнуть только через один камень. Если после прыжка опять появляется возможность совершить прыжок, то игрок может это сделать. Таким образом за один ход можно одним камнем выполнить несколько прыжков.
В халме прыгать и перемещаться можно по горизонтали, вертикали и диагонали. В игре уголки ходить по диагонали нельзя. Однако, иногда применяется вариант игры в уголки с возможностью ходов по диагонали.
Существует распространенное мнение, что уголки — это игра двенадцатью шашками (3х4) на доске 8х8. Это не так. Данная игра в силу слишком малого свободного пространства быстро превращается в фарс. Игроки, вместо того чтобы вести свои шашки в дом, пытаются всячески блокировать чужие шашки в разных частях доски, не давая противнику никакой возможности следовать главной цели игры.
Поэтому существует только три основных вида уголков: халма 8х8 (с расстановкой 1-2-3-4), халма 10х10 (расстановка 1-2-3-4-5) и мини-уголки (3х3). Именно в этих видах максимально проявляется спортивная составляющая игры уголки — возможность долгосрочного совершенствования.
Темповое число в уголках (аналог пипсов в нардах) – показывает суммарное число ходов всех фишек до противоположного угла без учета ходов по диагонали. Темповое число служит для упрощения оценки позиции: у кого оно меньше, у того чаще всего позиция ближе к победе.
Завершение игры в уголки (халму)
В случаях, когда один из игроков выполнил цель игры (построил дом), игра завершается на этом ходу. Проверка построения дома проводится после хода черных. Если в этот момент оба построили, то ничья.
Дополнительно существует два этапа принудительного окончания игры:
1 – проверка покидания дома (без диагональнеого хода на доске 8х8 — 40 ходов, на доске 10х10 — 60 ходов; с возможностью ходить по диагонали отсечка уменьшается на 10 ходов)
2 – проверка темпового числа (на доске 8х8 — 80 ходов, на доске 10х10 — 120 ходов)
По окончании первого этапа идет проверка, всех фишек которые покинули свой дом. В случае если у обоих игроков остались в их доме камни — отмечается ничья. В случае если только один игрок – ему присуждается поражение. Если оба игрока успели вывести камни из дома — игра переходит во торой тур.
После завершения второго тура игра должна любом случае заканчиться. У игрока которого меньше темповое число, тот победил, а в случае равенства – ничья.
Принудительный финал игры необходим в целях выхода из бесконечных партий. В случае если играющие не руководствуются прямой цели игры. А напротив совершают попытки с помощю хитрых маневров удержать фишки соперника на поле.
Мы в VK