Подвижные игры для детей 3-х 4-х лет в детском саду
Подвижные игры в младшей группе детского сада необходимо проводить ежедневно. Любой подвижный ребенок, по достоинству оценит приведенные ниже игры, энергия переполняющая его будет направлена в положительное русло.
Любой педагог, да и любой взрослый человек должны помнить и понимать важность подвижных игр. Они формируют у ребенка: умение работать в команде, правильно ориентироваться в пространстве. Учит: следовать правилам, ориентироваться на текст или условия игры. Старайтесь, что бы дети не зацикливались на нескольких играх, старайтесь разнообразить их досуг, играми с разными правилами и разными действиями.
Помните, что дети постоянно растут кругозор их интересов постоянно разрастается, старайтесь подбирать игры под возраст и интересы. Выбирая связку игра ребенок, удостоверьтесь подходит ли игра ему по физическим параметрам.
Подходя к организации подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста, стоит уделить внимания в первую очередь играм с большой ролевой и сюжетной составляющей. В игре есть сюжетная составляющая, дети получают роли и следуют им, возможно использовать различную атрибутику (мячики, куски ткани, маски). Допустимо присутствие взрослого (одного из родителей или воспитателя), в качестве водящего или арбитра следящего, что бы дети соблюдали правила. Подойдут так же и без сюжетные игры, на подобии «догонялок» или «ловишек».
Не стоит стараться заставить детей играть в спортивные, командные игры (футбол, волейбол). Данные игры, еще сложны для детей и физически и в эмоциональном плане.
Подвижная игра Раз, два, три беги
Цель игры: Бегать от одного предмета, до другого, ориентироваться в помещении или на улице. Взаимодействовать с коллективом. Выполнять правильно команды водящего.
Описание: Водящий (взрослый) заинтересовывает детей предложением поиграть в игру «Раз, два, три — беги». Игра как, таковая не имеет сюжета, поэтому, можно вместе с детьми придумать сюжет, основываясь на любимой детьми сказке или мультфильму. После этого, на не большом расстоянии выбираются три объекта, к которым будут перебегать дети.
Ход игры: Первый раунд/кон ведущий помогает детям правильно перебегать, от одного предмета к другому. Так же показывает как необходимо останавливаться возле ориентира (ориентирам можно дать названия, тех сказочных мест, сюжет которой положен в ролевую составляющую игры). После чего, ведущий находясь на расстоянии, только подает детям команды, следя, чтобы дети не мешали бегать друг другу.
Подвижная игра со стихами Шел козел дорогою (русская народная)
Цель игры: Дети выполняют определенные движения, соответствующие словам ведущего (взрослого/воспитателя). Дети учатся по команде прыгать, шагать, хлопать. Быстро ориентироваться, и наблюдать за коллективом.
Описание: Ведущий, объясняет детям правила, нужно постараться помочь детям запомнить не сложный стишок, про козла (приведен на картинке). Допускается использование аудиозаписи.
Ход игры: Ведущий (первый тур/круг его роль лучше доверить взрослому) расставляет остальных участников по окружности. Начинает читать стишок или включает музыку. На фразе: И шел козел дорогою ведущий начинает шагать на месте, а остальные участники повторяют за ним. После слов: «Нашел, козу безрогую» — ведущий указывает на оного из участников, затем все остальные участники, тоже разбиваются на пары. На строчке: Давай коза попрыгаем, попрыгаем, Тоску печаль размыкаем» — участники бегают держась за руки и прыгают. На фразе: «Размыкаем печаль» — пары разбиваются и снова встают в круг.
Альтернативный вариант: Стишок немного изменяется. И на каждое действие, произносимое в стихотворении, дети так же должны совершать определенное действие. Например: И ножками потопаем — участники начинают топать, И ручками похлопаем — участники хлопают. В стихотворении три куплета, следовательно за игру участники меняют три пары. Козлом на следующий тур, становиться участник образовавшим последним пару с ведущим.
Подвижная игра Мишка Косолапый
Цель игры: Участникам необходимо повторять движения за ведущим, слушать то, что им говорит старший. Ходить под музыку как медведь, нагибаться или топать.
Описание: Как и в предыдущей игре про козла, сюжетной основой является — стихотворение. Теперь ведущий, строит остальных участников в шеренгу. Так участникам (а они еще весьма не велики), будет проще запомнить движения.
Ход игры: после построения ведущего и участников (ведущий включает музыку) или начинает читать стихотворение. Дети двигаются за ведущим, который произнося строчки из стихотворения, начинает из показывать. ( на фразе: по лесу идет — все идут покачиваясь, шика в лоб — берутся за лоб и.т.д.)
«Вот как мы умеем» подвижная игра
Цель игры: Игра в простой и доступной форме — ребенок учится высоко поднимать ноги, шаркающая походка перестает развиваться. Дети учатся ходить шеренгой или строем. Развития ритма и выполнения движений синхронно.
Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке, топ-топ.
Вот как мы умеем, топ-топ,
Ну-ка, веселее, топ-топ.
Это наши ножки, топ-топ,
Шагают по дорожке.
Описание: В отличие от предыдущих игр, стихотворение здесь не несет сюжетной нагрузки, а служит средством для обозначения ритма.
Ход игры: Ведущий строит детей шеренгой. Стоит объяснить детям, что поднимая ноги, стоит стараться это сделать, максимально синхронно. После чего, возглавляет ее, и начинает читать стихотворения, голосом выделяя ритм.
Пингвины подвижная игра
Цель игры: Простая игра с которой легко справится ребенок от трех лет. Может быть прекрасным развлечением во дворе или на дне рождения. В игре развивается ловкость, выносливость и терпение.
Описание: Ведущий рассказывает правила (можно рассказать, что пингвины живущие в природе, действительно носят яйцо при высиживании, придерживая ногами). Необходимо, взяв мяч, и зажав его между ног, пронести некоторое, заранее оговоренное расстояние. Для того, чтобы игра проходила интереснее, «гоночная трасса» может иметь повороты. Всю дистанцию необходимо пройти прыжками, в случае если для участников слишком сложно, допускается ходьба с зажатым ногами мячом.
В случае если участников много, имеет смысл разделить участников на команды, а саму переноску мяча устроить в формате эстафеты.
Ход игры: участники заживают мяч коленями, в таком положении необходимо, добраться до финиша. Где мяч передается, без помощи рук, следующему участнику команды.
Подвижная игра С кочки, на кочку
Цель игры: Еще одна простая игра для детей трех, четырех лет. Научить ребенка прыгать в длину. Опосредованное развитие ловкости, выносливости.
Описание: Выберете вместе с ребятами ровную площадку во дворе, или проложите дистанцию из одной комнаты в другую. Опираясь на то где вы будете играть, начертите или обозначьте «Старт» и «Финиш». Затем обозначьте кочки, по которым будут двигаться дети. Это могут быть или коврики, или куски ткани, в крайнем случае подойдет и картон. Всего нужно сделать две кочки.
Ход игры: Команда участников состоит из двух человек. Каждой команде дается две кочки. Используя их, участник должен добраться до финиша, где передает кочки, второму участнику и он движется по маршруту в обратном направлении. Побеждает команда, первая совершившая круг.
При необходимости, игру можно усложнить. Для этого, участники проходят дистанцию вдвоем.
Подвижная игра Паровозик
Цель игры: Развитие ловкости, умение работы в команде, развитие выносливости. Подходит для детей, разных возрастов. Количество участников, чем больше тем лучше. Даже взрослые могут, поучаствовать в качестве участников.
Описание: Игра должна проходить на свежем воздухе. Определяется дистанция, на которой устанавливается предмет который нужно будет оббегать.
Ход игры: Участники разделяются на две команды. После старта игры. Первый участник быстро бежит к предмету, оббегает его и возвращается к своей команде. Второй участник хватает за пояс или обнимает за талию первого и они вместе, снова оббегают препятствие. Так продолжается со всеми участниками. Побеждает команда, первой обежавшая предмет, всей командой.
Подвижная игра Хвосты
Цель игры: Развитие ловкости, внимательности.
Описание: Детям раздают ленточку ткани, или платок. Ленточка крепится к штанам сзади, крепится не сильно, так чтобы она держалась при беге, но отрывалась без усилий.
Ход игры: водящий, определенный жребием, должен оторвать «хвост» участника. Соответственно участник должен этого не допустить. Потерявший «хвост» участник выбывает. Последний игрок сохранивший «хвост», становится водящим в следующем туре.