Великан и карлики басня Ивана Хемницера онлайн

Иван Иванович Хемницер читать басню Великан и карлики

Купались карлики. К ним великан пришел,
Который тож хотел
Купаться.
Да видит, для него река
В том месте, где они купаются, мелка.
Их спрашивать и добиваться:
Не знают ли, где глубина?
«Поди туда, – ему сказали, –
Вот там она».
И место указали.
Однако же река
Для великана всё мелка,
Чтобы купаться.
Еще у них он добиваться.
«Ну, – говорят, – так там такая глубина,
Что не найдешь и дна!
Мы через это место плыли».
Но всё, где карлики и дна не находили,
Вброд переходит великан.

Иному и в делах лужайка – океан.

Мораль Басни Хемницера Великан и карлики

 

Короткая мораль в конце басни Великан и карлики обозначает вытекающее: всякий человек, как и любое действие, империя, имеет свой масштаб, который определятся совсем не ростом. Иван Иванович поделил героев по размеру для наибольшей показательности, чтобы яснее отметить главную мысль басни.

Поэт старается донести до нас мысль о том, что нельзя подходить к любому со своими мерками, судить всех по себе так же, как нельзя слепо ссылаться на других и копировать чужой опыт, пытаясь купаться там, где указывают.

Великану не должно уравниваться на карликов, размышляющих карликовыми же категориями. Басня необычайна сегодня, в эпоху глобализма и первенства лилипутов духа, пытающихся загонать остальной мир в тесные рамки собственных представлений.

 

Анализ Басни Великан и карлики

 

Басня «Великан и карлики» написана в 1774 году. Работая в этот период в горном ведомстве, И. И. Хемницер входит в литературные круги и, реализуя давнюю склонность, начинает писать стихотворные сочинения. Стихотворение написано еще молодым, но имеющим богатый жизненный и военный опыт человеком. Немец по происхождению, Хемницер был настоящим русским патриотом.

Хотя прославившие его еще при жизни басни немного уступают крыловской яркости образов, они, несомненно, отражают остроумие и образное мышление автора. Сюжет представленной басни оригинален и, несмотря на внешнюю простоту, содержит важные философские и мировоззренческие обобщения.

Средства художественной выразительности

Читать

 

  • эллипсис – «видит, (что) для него река», «(стал он) их спрашивать», «еще у них он (пытался) добиваться», «лужайка – (как, это) океан», «иному (человеку) и в делах…», «не знают ли (они), где глубина», ему (они) сказали;
  • антонимы – «карлик» – «великан»;
  • цитирование – «говорят: «…там такая глубина…»;
  • риторические восклицания – «… он добиваться!», «Ну!», «…не найдешь и дна!»;
  • риторические вопросы – «…где глубина?»;
  • парцелляцию – «ему сказали… . И место указали…»
  • лексический повтор – «Купались … , тож хотел купаться, … в месте, где купаются»;
  • инверсию – «купались карлики», «переходит великан»;
  • иронию – «лужайка – океан»;
  • антитезу – «пришел купаться, да видит»;
  • синтаксический параллелизм – «и дна не находили, … и в делах лужайка…».

Обилие местоимений придает произведению разговорный, доверительный характер. Басня содержит характерное усечение «тож».

 

другие басни автора

Чтобы прочитать другие басни Ивана Ивановича перейдите по ссылке Мы в VK.

Средний рейтинг
Еще нет оценок

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × 5 =